Внедоговорной вред: общее понятие и как его возмещают при грузоперевозках
14.12.2020
Первоочередная обязанность грузоперевозчика – своевременно доставить груз целым и невредимым в установленное место. Возникновение непредвиденных обстоятельств на пути следования автотранспорта может привести к повреждению доставляемой продукции. Как правило, договора содержат описание определенных видов ущерба и порядок его возмещения. Однако бывают непредвиденные ситуации, не прописанные в договоре. Их называют внедоговорным вредом, который возникает при доставке товаров автотранспортом.
Причины, которые приводят к внедоговорным убыткам, бывают для грузоперевозчика весьма неожиданными:
- автомобильный транспорт, который перевозит товары, повреждается во время погрузочно-разгрузочных работ;
- автотранспорту наносят повреждения ворота, ограждения, шлагбаумы, малые архитектурные формы, которые используются в городской инфраструктуре.
Обычно в этих случаях договорные отношения между виновной и пострадавшей стороной отсутствуют. Примером может служить повреждение автомобиля, принадлежащего грузоперевозчику. Порча транспорта может произойти, когда выгружается доставленный груз, если не соблюдаются правила погрузочно-разгрузочных работ. У грузополучателя договор обычно отсутствует. Имущество перевозчика повреждено стороной, у которой нет с ним договором. Однако у грузоотправителя есть договорные отношения с грузополучателем, которые он обязан выполнять. Поэтому возмещение всех убытков – обязанность грузополучателя.
Действующим законодательством предусмотрена трехлетняя исковая давность в подобных случаях. В течение этого срока грузоперевозчик может обратиться за возмещением.
Как погашаются убытки от порчи автотранспорта
Все без исключения автомобили – это источники повышенной опасности. Когда автомашина причинила вред, то возмещение регламентируется российским Гражданским кодексом. Порядок прописан в статье 1079. Законодательством предусмотрена обязанность лица, в чьей собственности находится автотранспорт, возместить причиненный вред. Не имеет значения наличие или отсутствие умысла у виновника. В любом случае он обязан возместить ущерб в полном объеме.
Пострадавший должен получить от виновного всю сумму ущерба, который оценивается в установленном порядке. Виновник не может сам определить какую-то часть и выплатить ее пострадавшему.
Особая ситуация – форс-мажорные обстоятельства. Законодательство освобождает лицо, которое нанесло ущерб, от обязанности возместить его. При доказанной смене собственника автомобиля на момент причинения вреда прежний владелец также освобождается от возмещения.
Действующее законодательство обязывает собственников транспорта заключить договор страхования на принадлежащее ему имущество. Если в результате страхового случая пострадало такое имущество, то страховые выплаты могут использоваться на покрытие потерь.
Автотранспорт в результате неудачного маневрирования или во время погрузочно-разгрузочных работ может получить повреждения не только своего кузова. Если испорчен городской объект, то на место происшествия вызываются сотрудники ДПС, которые обязаны запротоколировать ДТП. Они устанавливают, виноват ли водитель, какова степень вины.
Что служит гарантией возмещения внедоговорного ущерба
Владельцу автотранспорта, пострадавшего от внедоговорной порчи, следует знать факторы, влияющие на возможность получить возмещение ущерба. К ним относится:
- правильная фиксация и оценка всего нанесенного ущерба;
- взвешенный выбор специалиста, который будет защищать его интересы;
- нацеленность на положительное решение вопроса.
Сочетание этих факторов послужат гарантией возмещения убытков в полном объеме.
Арбитражными судами рассматривается множество подобных дел. В судебной практике накоплен большой опыт. Квалифицированный подход к решению проблемы позволяет грузоперевозчику рассчитывать, что внедоговорной ущерб будет покрыт полностью. Настойчивость владельца автотранспорта и компетентность его представителя позволят добиться справедливого решения проблемы.