Судостроительство
28.11.2019
На сайте кабинета министров опубликован документ по развитию судостроительной промышленности. Стратегия утверждена распоряжением председателя правительства РФ Д.Медведевым. Минпромторг РФ разработал основные направления Стратегии, которая будет действовать до 2035 г.
Какие цели намечены в Стратегии
Долгосрочный проект направлен на улучшение ситуации в судостроительной промышленности. В документе чётко сформулирована цель: создать новый облик судового строительства, который отличится конкурентоспособностью среди современной мировой индустрии. Для достижения цели необходимо:
- повысить кадровый состав, научно-технический потенциал;
- оптимизировать мощности производства;
- модернизировать и перевооружить технически механизм производства;
- совершенствовать нормативную и правовую базу.
Судостроительная промышленность должна удовлетворить потребности заказчиков. Современная отечественная продукция должна стать востребованной на рынке сбыта.
Пути реализации
Составители документа разделили срок реализации в три позиции.
Первый этап
В период с 2019-го по 2022 год намечена подготовительная работа:
- решение экономических вопросов по реализации намеченных целей;
- подготовка документальной базы;
- внедрение в жизнь документально заверенных решений по судостроительству;
- реорганизация имеющейся отрасли;
- оптимизировать основной состав;
- локализация производства и решение проблемы импортозамещения.
Второй этап
Стратегия предусматривает в период с 2023 года по 2025 год создать единое цифровое пространство отрасли. Первоочередные задачи:
- повысить конкурентоспособность;
- организовать сбыт товара;
- занять независимую позицию по отношению различных санкций;
- систематизировать ремонтную работу, сервисное обслуживание.
Судостроительная отечественная промышленность РФ должна занять достойное место на рынке.
Третий этап
Цели Стратегии, намеченные в 2019-ом году, должны быть достигнуты на заключительном этапе с 2026-го по 2035 год.
- Индустрия судостроения должна стать независимой от иностранных поставщиков.
- Объём производства достигнет устойчивого роста.
- Высокий уровень квалификации работников.
- Социальная обеспеченность и улучшение условий трудовой деятельности людей, занятых на производстве данной отрасли.
Заключительный этап подразумевает, что выполнение поставленных задач приведёт к улучшению благосостояния трудящихся судостроительной индустрии.
Основные моменты Стратегии
Анализ состояния индустрии судостроения показывает, сколько проблем образовалось в отрасли:
- чтобы наладить серийный выпуск кораблей, не хватает построечных сооружений, приспособлений по спуску крупнотоннажной техники. Этот недостаток влияет на увеличение срока выпуска судов;
- производство приходит в негодность: на данный период на 60% устаревшая и 80% изношенная техника не способны удовлетворить потребительские запросы;
- капитальные сооружения необходимо реконструировать и модернизировать.
Далее намечается план по обеспечению спроса страны водной техникой. Чтобы удовлетворить потребительский спрос, необходимо строительство судов в количественном отношении:
- морских (транспортный вариант) – около 250;
- из серии «река-море»)– около 1500;
- рыбного промысла – 1640;
- морской техники вспомогательного назначения – более 250;
- научно-исследовательских – 90;
- ледоколов – 24;
- спецтехники для исследования шельфовых месторождений – 150.
Цель программы – увеличить в 2 раза производительность, 2,2 раза объём производства. При этом на 80% загрузить производственные фонды. Конечная продукция по стоимости должна увеличиться до 75%.
Для достижения поставленных целей нужно поэтапно решить следующих задач:
- На 100% выполнить госзаказ оборонительной системы страны, уложиться в определённый срок по выделенному бюджету на строительство спецтехники военного назначения, вооружения флота, предназначенных для охраны морских путей.
- Российский рынок на 90% заполнить отечественными гражданскими водными судами, морской техникой. Экспортировать готовую продукцию на 25 миллиардов рублей.
- Укомплектовать суда до 75% электронной техникой, которая производится в России.
- Своевременно финансировать технологически прогрессивные внедрения. Стратегически важная передовая экспериментальная база должна загружаться на 80% в создание перспективной продукции. Оптимизированные структуры научных центров и разрабатываемые технологии должны внедриться на 60%.
Запланировано в Стратегии увеличение судоремонтного объёма в двукратном размере, оплаты трудящимся за качественный труд в сфере судостроения, количества рабочих мест. Рассчитано удвоение обновлённой судоремонтной мощности. Обеспечить финансовую стабильность за счёт эффективного управления судостроительным производством, прогнозируемого планирования.