Mercedes-Benz Actros: лучший тягач по показателю экономичности топлива
10.07.2019
Выход очередной версии Mercedes-Benz Actros каждый раз заставляет производителей тягачей искать новые возможности для повышения топливной экономичности. Объясняется это тем, что немецкий концерн постоянно работает над снижением объема потребления горючего. И последний тест-драйв Actros в очередной раз подтвердил, что тягач является одним из лучших в своем классе по показателю экономичности.
Появится ли новый тягач в России?
В России лидером по продажам среди крупнотоннажных автомобилей является продукция компании КАМАЗ. Иностранные бренды, выпускающие аналогичную продукцию, также поставляют свои модели на рынок. Однако спрос на такие автомобили в сравнении с КАМАЗом ниже. В результате на территории России сложилась ситуация, из-за которой в страну не поставляют европейские тягачи с двигателями, соответствующими экологическому стандарту Евро-6.
Это коснулось и последней модификации Mercedes-Benz Actros. Но в российском представительстве компании заявили, что немецкая модель должна поступить на отечественный рынок. По предварительной информации, в Россию начнут поставлять автомобили с двигателями класса Евро-5. При этом, если учесть, что компания КАМАЗ уже сотрудничает с Mercedes-Benz и выпустила собственный вариант тягача с кабиной от Actros, то нельзя исключать появление немецкой модели на ленте конвейера автозавода в Набережных Челнах.
Кроме того, с 2016 года на территории России начнет действовать система, которая, связываясь со спутниками, автоматически перенастраивает встроенное оборудование и узловые агрегаты под текущие особенности дорожного покрытия. С таким оснащением, начнут поставлять немецкую модель на отечественный рынок. Данная система при правильном управлении способна уменьшить расход топлива на 3-5%. В первое время эта технология будет работать на европейской части страны.
Для проверки способностей немецкого тягача, предназначенного для российского рынка, был организован показательный тест-драйв по дорогам Словении. На это мероприятие производитель выделил два Actros четвертого поколения с разными моторами мощностью 449 и 530 л.с. Сочетаются данные агрегаты по умолчанию с автоматической КПП марки PowerShift 3. Помимо указанных двигателей моторную гамму немецкой модели составляют еще 14 установок, объем которых варьируется в пределах 7,7-15,6 литра, а отдача достигает 238-625 л.с.
Как автомобиль экономит топливо?

Первый Mercedes-Benz Actros появился более 20 лет назад. За время существования модель претерпела несколько модернизаций и четыре раза сменяла поколение. Благодаря этому автомобиль лишился тех недостатков, которыми характеризовались предыдущие версии. Добиться такого результата удалось за счет перенастройки или замены ранее устанавливаемого оборудования, а также расширения списка доступного оснащения. В комплекте с немецким седельным тягачом сегодня идут разнообразные системы безопасности, датчики, блоки управления и другое.
Четвертое поколение Актрос выпускается с пятью различными кабинами. В начальных версиях автомобиля ширина последней достигает 2300 мм, а длина моторного тоннеля равна 170 мм. Также существуют модификации с 2300- и 2500-миллиметровой кабиной, две из которых отличаются наличием ровного пола.
В общей сложности покупателям предлагаются 11 версий немецкой модели, каждая из которых характеризуется продуманной с точки зрения аэродинамики конфигурацией кузова. Дополнительно в конструкции автомобиля предусматриваются электронное управляемые шторки, внедренные в решетку радиатора.
Помимо указанных особенностей снижению общего расхода топлива способствует особая конструкция направляющей заднего моста, за счет которой:
- кузов меньше кренится при маневрировании;
- устойчивость автомобиля на дороге повышается;
- улучшается поворачиваемость;
- обеспечивается хорошее подруливание.
Actros комплектуется биксеноновой головной оптикой, которая в сравнении со стандартными галогеновыми фарами потребляет меньше электроэнергии. Это также способствует снижению скорости потребления горючего. Кроме того, добиться малого расхода топлива удалось еще и благодаря:
- установке силовых агрегатов малого веса (в частности, снижению массы способствует внедрение акваретардера);
- наличию режима малого хода у 12-скоростной автоматической КПП;
- снижению временного интервала, необходимого для переключения передач;
- снижению трения на заднем мосту;
- способности АКПП быстро адаптироваться к выбранному режиму передвижения и при необходимости перескакивать через передачи при наборе скорости.
Указанные изменения, внесенные в конструкцию последнего поколения тягача, позволили уменьшить на 5% скорость расхода дизельного топлива в сравнении с прошлой модификацией модели. Благодаря спутниковой системе, которая эксплуатируется с 2012 года и перенастраивает узловые агрегаты с учетом текущих особенностей дороги, этот показатель увеличился еще на 5%. А установка нового дизельного мотора серии OM 471 повышает топливную экономичность на 3%. Поэтому текущая версия немецкого тягача потребляет на 12,8% меньше горючего, чем прошлая модификация.
Согласно результатам исследований, спустя 80 тысяч километров пробега данный показатель снижается на 2%. На скорость расхода топлива влияют и шины, которыми комплектуется автомобиль. В зависимости от типа и марки используемой резины последняя способна снизить показатель экономичности на 5%. А при снижении общего веса сцепки, грузоподъемность которой достигает 40 тонн, на одну тысячу килограмм способствует снижению скорости расхода горючего на 1,5%. Изменение температуры окружающей среды на 10 градусов корректирует этот параметр еще на 1%.
Технологические инновации на службе экономичности

Производитель при создании новой версии Actros сосредоточился не только над повышением топливной экономичности, но и над снижением себестоимости выпускаемого автомобиля. Это привело к тому, что Mercedes-Benz отказался от использования турбонагнетателя марки Bork и внедрил собственный. Причем конструкция последнего оказалась лучше первого. Собственный турбонагнатетель обеспечивает быстрый рост давления, что способствует снижению скорости расхода дизеля и уменьшению объема вредных выбросов. Проведенные исследования показали, что за год, проехав 130 тысяч километров с полной загрузкой, новый Actros в среднем потребляет 28,5 литра топлива. В сравнении с предшествующей моделью этот тягач экономит до 1,1 тысячи литра дизеля и вырабатывает углекислого газа на 3 тонны меньше.
Согласно официальным заявлениям представителей производителя, новый Actros стал меньше потреблять дизельного топлива отчасти благодаря внедрению ряда технологических инноваций, в том числе:
- улучшенной подачи топлива в моторный отсек;
- изменение числа у главной передачи КПП;
- ассиметричного турбонагнетателя.
Первая система считается основным компонентом в конструкции дизельного двигателя. Эта технология в сравнении с прошлой версией обеспечивает впрыск под большим давлением. Также данная система позволяет вносить более точные настройки. На предыдущих версиях тягача давление в топливной магистрали достигало 900 бар. После внедрения второго поколения системы этот показатель вырос до 1160 бар. На нынешних версиях дизельного мотора топливо подается под давлением 2700 бар.
Помимо внедрения улучшенной системы впрыска немецкие инженеры внесли следующие изменения в конструкцию двигателя:
- установили инжекторы с восемью отверстиями (ранее было семь);
- заменили старые поршни на новые с другой геометрией, что привело к увеличению до 18,3:1 степени сжатия;
- снизили коэффициента энергозатрат, идущих на рециркуляцию отработанных газов.
К числу новых технологических решений, примененных на немецком тягаче, относится установка заднего моста с редукторов, имеющим более низкое передаточное отношение (2,533). Благодаря этому на 3,1% уменьшилась частота вращения коленвала. Помимо снижения скорости расхода дизеля данное решение улучшает тяговые способности мотора при движении автомобиля на подъеме.
В рамках проведенной модернизации производитель отказался от ряда датчиков, которые ранее дополняли двигатель. Добиться этого удалось за счет внедрения улучшенной системы управления силовым агрегатом. Турбонагетатель у новой модели отличается более простой конструкцией, что объясняется наличием турбины с постоянной геометрией. Это, а также ряд других решений, помогло производителю повысить общий уровень надежности Actros.
Первая половина маршрута тест-драйва

Рассмотрев особенности нового Actros, можно вернуться к тест-драйву, в рамках которого исследовались способности немецкой модели на автодорогах Словении. На испытания отправился 40-тонный тягач, оснащенный 449-сильным дизельным мотором. Выбор в пользу этой модификации обусловлен тем, что в данной версии автомобиль потребляет на 3% меньше горючего.
В этом тест-драйве принимал участие представитель производителя, который отметил, что новый двигатель способен выдавать максимальный крутящий момент уже при 1600 оборотах, когда как прошлому мотору удавалось добиться такого результата при 1800 оборотах. Кроме того, представленный агрегат отличается одной важной функцией: при необходимости силовая установка может временно увеличить тягу на 200 Н/м. Достигнуть этот показатель возможно при условии, если включена максимальная (12-я) передача на АКПП.
По словам представителя производителя, устанавливаемый на новый Actros двигатель обладает теми же отдачей и тягой, что и предыдущий мотор. При этом данный силовой агрегат отличается улучшенными характеристиками. Последнее связано с тем, что кривые мощности и крутящего момента на новом моторе, работающем на низких оборотах, растут быстрее. Это означает улучшение тяговых способностей Actros. В частности, уровень тяги достигает 2000 Н/м, когда двигатель развивает 800 оборотов. А практически максимальная отдача (95%) доступна уже при 1300-1400 оборотах.
Как показывают результаты тест-драйва в Словении, слова представителя Duimler Trucks подтверждаются на практике. Интенсивный разгон и увеличение крейсерской скорости приводит к тому, что автомобиль начинает потреблять меньше топлива. Причем эта особенность характерна и для предыдущих версий немецкого тягача. Объясняется данный факт тем, что автоматическая КПП при разгоне перескакивает через одну-две передачи. Стрелка тахометра при этом находится рядом с отметкой в 1100 оборотов. При таком режиме движения установленный двигатель выдает порядка 2200 Н/м метров. Данный показатель держится, пока мотор не выдаст максимальную мощность. После этого встроенные системы ограничивают частоту вращения.
При выезде из города можно включить РРС. Данная система автоматически связывается с навигационными спутниками и перенастраивает встроенное оборудование в зависимости от текущих условий дорожного покрытия. В частности, благодаря такой технологии автомобиль может ускориться или замедлиться, КПП включает оптимальную передачу.
По достижении точки окончания маршрута эксперты сравнили показатели топливной экономичности на всех тягачах, которые принимали участие в тест-драйве. Описанный автомобиль в среднем потреблял 30 литров горючего каждые 100 километров пути. На остальных двух тягачах этот показатель достиг 31,2 и 31,7 литра. А представители компании Daimler Trucks отметили, что, согласно собственным исследованиям, после трех недель активной эксплуатации 40-тонный Actros расходует каждые 100 километров пути 29 литров дизеля.
Обратный путь на более мощном тягаче
Для сравнения показателей топливной экономичности участники тест-драйва пересели на обратном пути на более мощный Actros, оснащенный 530-сильным мотором. Этот агрегат, согласно паспортным данным, развивает до 2600 Н/м крутящего момента. После запуска двигатель на «холостом» ходу выдает те же обороты, что и менее мощный мотор. АКПП автоматически подключает вторую передачу, которая, как «считает» встроенное оборудование, оптимальна для начала движения.
До выезда на автостраду силовой агрегат способен выдавать максимальный крутящий момент при оборотах. КПП при быстром наборе скорости также переключает передачи, перескакивая через одну. В моделях с «механикой» такой вариант невозможен. В подобных автомобилях приходится переключать каждую передачу. После выхода на магистральный режим движения звук мотора в салоне становится приглушеннее.
Идущий в комплекте с Actros темпомат позволяет устанавливать как текущую скорость, так и верхние и нижние границы последнего. На обратном пути эксперты задали этот параметр на уровне 83 км/ч. Верхнюю границу установили на 7 км/ч, нижнюю — на 8 км/ч. Это означает, что при спуске автомобиль не способен разогнаться более чем на 90 км/ч, а на подъеме выдает не менее 75 км/ч. Однако в процессе движения эти параметры приходится постоянно менять, так как скорость транспортного потока не постоянна.
Бортовая электроника при наличии соответствующих условий удерживает КПП на максимальной передаче. При таком режиме передвижения обеспечивается лучшая топливная экономичность. Но после того, как тягач взбирается на подъем, АКПП включает пониженную передачу. Если впереди встречаются более медленные автомобили, встроенная автоматика опять притормаживает Actros. Электроника, как свидетельствуют отзывы эксперта, проводившего тест-драйв, выполняет большую часть работы водителя.
Согласно результатам второго тест-драйва, в ходе которого 530-сильный тягач прошел 126,4 километра на средней скорости в 68 км/ч, машина расходует около 39,4 литра топлива на каждые 100 километров пути. При этом нужно учитывать, что в течение поездки автомобиль испытывал повышенные нагрузки, вызванные сильным боковым ветром и влажной дорогой (шел дождь).
Подводя итог, можно сказать следующее: новый Mercedes-Benz Actros отличается хорошей топливной экономичностью. Достигнуть этого показателя автомобилю во многом помогает встроенное оборудование, которое автоматически подстраивает тягач под режим движения, минимизирующий расход дизеля.