• alt
alt
  • Выберите страну
  • altРоссия
  • altУкраина
  • altКазахстан
  • altБеларусь
наши услуги

Новости

Логистика на платформе

17.10.2019
alt

Современная логистика находится в первой пятерке рейтинга «цифровизированных» отраслей. Заинтересованность перевозчиков в компьютерных технологиях объяснима. Они помогают уменьшить расходы. Также это способно повысить качество обслуживания клиентов. Но настоящая революция на рынке может произойти в процессе перехода к платформенным решениям, которые серьезно опережают цифровые.

Всего 30 процентов компаний применяют новшества

Как следует из доклада PwC, носящего название «Будущее транспортно-логистического сектора», концепциям оценки и обработки информации в сфере логистики придается максимальное значение. Оно составляет 90 процентов (при том, что средний показатель равен 83%).

Переход к цифровым технологиям является ключевым в поддержании бизнеса. Но лишь около 30 процентов логистических компаний называют себя «продвинутыми» в цифровизации. На практике немногие организации готовы изменить налаженные бизнес-процессы.

Разрыв между принятием важности принятия цифровых технологий и реальной работой логистики остается существенным в большинстве стран мира, а не исключительно в РФ. Со слов Д. Баранова, эксперта в сфере ИТ, в Америке и Европе большой процент логистических и транспортных компаний остается не цифровизированным. Вместо использования электронных карт маршрутов на планшетах, водители по-прежнему руководствуются бумажными списками адресов. Вместо использования цифровых подписей на инвойсах, сотрудники распечатывают документы и подписывают их шариковыми ручками. Даже если компания позиционирует себя как цифровая, на практике все процессы происходят устаревшими способами.

Тот же доклад сообщает, что, начиная с 2014 года, в цифровые стартапы венчурными компаниями было инвестировано в сферу логистики более миллиарда долларов. Однако объемы вложений в данные стартапы со стороны традиционных провайдеров услуг составляют не больше 6 процентов. Очевидной инициативой в сторону цифровизации отметились только некоторые компании (UberCARGO, UberRUSH).

Переход к автоматизации логистики в РФ принят общероссийскими ретейлерами («Магнит» и т.п.). Применяют его некоторые транспортно-логистические предприятия. Цифровыми технологиями начинают пользоваться перерабатывающие и ресурсодобывающие холдинги. Например, технологии мультиагентного типа, разработанные на базе современного искусственного интеллекта, успешно внедрила «Газпромнефть».

К внедрению новшеств прибегают и мировые концерны, отличающиеся усложненной логистикой. Корпорация «Кока-кола» с интеграцией искусственного интеллекта увеличила на семь процентов исполняемость условий договоров, сократив при этом расходы на автомобили на 20 процентов.

Компьютерные технологии продвигают отрасль

По словам IT-специалиста Д. Федорова, в логистической сфере в РФ преобладают два важнейших аспекта цифровизации:

  • программа дигитальной экономики (государственная);
  • компьютерно-системная эволюция по естественному типу.

Сегодня владение информацией о точном прибытии заказанного товара является нормой для клиента. К этому стремятся все российские транспортные организации. Предприятия, неспособные предоставить такую информацию, не смогут выдержать конкуренцию.

Другой пример – маркировка предмета договора под эмблемой «Чистый знак», которая является государственным гарантом качества услуг. Она предлагает закрепление определенных обязательств, периодов выполнения и мер ответственности за неисполнение обязательств. Согласие функционировать в ее рамках подталкивает логистику к тому, чтобы развиваться и совершенствоваться.

Исполнительный директор СЭЛ О. Федоткина говорит о том, что часть вопросов логистической сферы регулируется со стороны государства, и не может быть решена без его участия. Например, в текущем году представлена новая концепция. Это государственный электронный сервис, носящий название «Безбумажные перевозки грузов и пассажиров». Практическая реализация данного проекта будет завершена до 2024 года. Он включает составление и утверждение документации для автомобильных грузоперемещений. Все это работает в режиме онлайн. Он охватывает также контроль за документами, включая все типы накладных и всевозможных спецразрешений. Развитие компьютеризированного документооборота в нашей стране осуществляется в рамках развития «Зеленого коридора», включающего в себя всю территорию страны.

Игроки рынка переходят к общим решениям

Осуществляя деятельность в процессе постоянного принятия перемен, крупные ретейлеры и грузоперевозчики пользуются следующими системами, предназначенными для управления транспортом и складами:

  • TMS (Transportation Management System);
  • WMS (Warehouse Management System).

Как сообщают участники логистической отрасли, данные системы позволяют сэкономить временные и финансовые затраты на 10-35 процентов.

Цифровые решения для логистики предлагают и сотовые провайдеры. По словам представителя МТС Е. Коржа, внедрение в транспортную отрасль новшеств на основе интернета дает возможность уменьшить расходы на горючее, ремонт транспорта и связанные с ним простои, снизить процент аварийности и сделать стоимость страховки оптимальной. Статистика сообщает, что с внедрением этих решений предприятия смогли сэкономить до 15% затрат.

По словам Ф. Мадани, главы ГК «Деловые Линии», компания уже длительное время использует TMS и WMS, и объединяет их для совместной работы в проекте «Грузоперевозки». Продукт предназначен для обработки информации, поступающей от десяти тысяч пользователей и более. Он способен считывать и сохранять «на лету» все вносимые изменения. Также компания внедряет искусственный интеллект, проводя сравнение на массивах BigData.

Будущее – за платформенными технологиями

Каждое предприятие может пользоваться собственной системой, которая будет объединять компьютерные решения. Но основное современное требование – это общеотраслевые продукты и новые возможности. Они помогают осуществлять взаимодействие различным участникам рынка. В данном направлении и развиваются платформы.

Д. Баранов говорит о том, что основной современный тренд заключается в переходе к логистике как сфере оказания услуг, в которой один участник создает платформу, а другие начинают ее использовать.

Нередко первыми подключаются небольшие компании. Применение таких платформ наделяет их некоторыми преимуществами. Причина – данные решения чаще всего оснащены необходимыми digital-процессами:

  • аналитическими системами;
  • регулированием документооборота.

При этом их стоимость невысока. Такая тенденция наблюдается во всем мире.

На российском рынке характерным примером является платформа TRAFFIC, разработанная для грузоперевозок. Ее основатель – BIA-Technologies – представила свое решение впервые на выставке цифровых товаров ComTrans. Разработка проводилась с учетом сотрудничества с наиболее крупными грузоперевозчиками. По словам представителя компании BIA-Technologies, новая платформа способна автоматически выполнять проверку и допуск к рейсам выбранного отправителя грузов по заданным критериям. Это позволяет использовать решение как настраиваемый цифровой инструмент, способный уменьшить риски.

Тестирование новшества осуществляется на протяжении четырех месяцев, и за это время платформу начали использовать 1200 перевозчиков грузов, имеющие в совокупности 52 тысячи автомобилей. Благодаря автоматической обработке данных, платформа позволила наполовину снизить время простоев между погрузочно-разгрузочными работами, а также на треть уменьшить нагрузку на персонал. Время на подбор транспорта также снизилось вдвое.

Использование данного решения позволило отправителям грузов оптимизировать затраты и наблюдать за изменением цен. Платформа включает в себя систему торгов. Последняя позволяет сочетать несколько вариантов закупок, используя алгоритм соблюдения заданных бюджета и промежутков времени.

Как комментирует Ф. Мадани, собственные предложения от компании «Деловые Линии» также позволят сэкономить не меньше средств. Но сотрудничество с другими платформенными решениями является наилучшей возможностью оставаться в лидерах рынка.

Согласно статистике от разработчиков решения TRAFFIC, за тестовый период совокупный оборот составляет около 15 миллиардов рублей. При этом весь объем российского рынка автомобильных перевозок грузов за 2018 год равен 814,9 млрд руб.

Как это повлияет на всю сферу

Как прогнозируют участники СЭЛ, использование платформ в перевозке грузов приведет к перераспределению ресурсов на рынке. Услуги посредников-экспедиторов исчезнут за ненадобностью, поскольку сегодня они выступают в роли агрегаторов данных о транспорте. На сегодняшний день статистика говорит о следующем. До 40% расценок на грузоперевозки обходится за счет экспедиторов.

О. Федоткина заявила, что для сервисных провайдеров будут существенно изменены условия конкуренции. В ближайшее время все услуги будут предлагаться в рамках одной платформы, что увеличит конкуренцию в ценовой сфере. Поскольку сократится количество порожних пробегов и простоев, эффективность применения транспорта вырастет. Это решит проблему обеления отрасли перевозки грузов. Согласно данным СЭЛ, современная ситуация выглядит не совсем хорошо. Около половины участников отрасли применяют в своей деятельности серые схемы (отчасти либо целиком).

Но первостепенным вопросом является количество перевозчиков, начавших применять цифровые платформы. Об этом сообщил Д.Афанасьев, представитель компании DataArt, делая заключительные выводы.