Как влияет речной транспорт на трафик работы железных дорог
15.08.2019
Железная дорога в летнее время перегружена, когда проводятся основные ремонтные работы пути. В сезон пассажирский поток увеличивается в несколько раз. Товарные составы не справляются с большим количеством перевозимых продукций. Речная навигация способна уменьшить трафик перегруженности в сезон.
Как развивается инфраструктура водного транспорта
В 2019-ом году работников речного судоходства волнуют не только вопрос состояния судового транспорта, но и проблемы магистральных путей. Директор компании волжского и северо-западного пароходства Юрий Гильц хорошо осведомлён о состоянии водной артерии. В интервью с корреспондентом делового журнала Российских железных дорог РЖД-Партнёр управляющий рассказал, в чём заключаются ограничения развития всей инфраструктуры водного судоходства.
В 2019-ом году для навигации создалась сложная ситуация из-за плохого прогнозирования. Многие водохранилища спустили водные ресурсы весной, так как побоялись сильного потока паводковой воды.
Состояние водных путей
Юрий Гольц подробно ознакомил, какие ограничения на основных магистралях речного судоходства возникли из-за недостаточности водных ресурсов.
35% необходимых запасов воды в бассейне Волги не оказалось уже к середине весны. Навигация только началась, в районе Городца на магистрали Верхней Волги глубина составляла 385, к середине мая – 325 см. По норме для нормального передвижения судов по реке требуется 400 см глубины. В итоге, ближе к концу мая месяца 60-70 судов простаивало в Городце. Задержка на шлюзовании тормозила перевоз по водной артерии.
Уменьшение водозапаса рек способствовало принятию мер по ограничению в судоходстве на многих направлениях:
- на реке Кама проходная осадка должна быть 3 метра. Стандарты значительно снижены;
- поэтапно начали снижать норму осадки прохода на реке Дон;
- загрузка товаром теплохода «Волго-Дон» для прохождения по маршруту Городец-Нижний Новгород разрешается на 65%.
Если взять период с 25 апреля по 15 июня речная индустрия по перевозке грузов понёс огромные потери: десятки миллионов рублей недополучили владельцы грузового судна.
Навигация этого года усложнилась из-за гидротехнических сооружений на пути судоходства: никакого улучшения в техническом плане не наблюдается из года в год.
Уровень конкурентоспособности речной индустрии
Если рассмотреть некоторые аспекты перевозки по речной артерии грузов, то можно увидеть ряд преимуществ этого вида транспортировки товара по отношению к другим видам грузоперевозки. Внутренняя речная линия отличается экономичностью, экологичностью и эффективностью предприятия.
- Экономичность. Среднестатистическое речное судно рассчитано на грузоперевозку 5000 тонн. Сравнение расходов перевозки такого количества груза на наземных видах транспорта показывает, что транспортировка одного и того же материала на одинаковое расстояние по себестоимости выходит дешевле по реке. Теплоход способен перевезти груз, для которого понадобился бы товарный состав на железнодорожном пути с 83-мя вагонами или 420 грузовых автомобилей 12-тонников.
- Экологичность. Существует критерий определения экологичности любого вида транспорта – это уровень выброса парниковых газов. Перевозка 1 тонны товара по железнодорожной магистрали способствует выбросу 1 кг нежелательных газов на 40,5 км, автомашинами - распространение на 9 километров. На речных суднах в зависимости от типа транспорта такой объём газа выбрасывается по прохождению расстояния 72-217 км.
- Эффективность. Энергетическая затрата водного вида транспорта по удельному весу значительно уступает другим видам техники, что является большим преимуществом.
Несмотря на столь высокие показатели, есть недостатки отрасли судоходства в качестве грузоперевозчика:
- ограниченные сроки навигации: передвижение по водным артериям возможно только 7-8 месяцев в зависимости от наступления холодов и покрытия реки льдом;
- с 2019 года ставки за услуги бассейнов увеличились на 30-80 процентов. Повышение цен последовало после принятия решения об отмене государственного регулирования ставок. Администрации бассейнов произвольно повышают стоимость услуг;
- невозможно прогнозировать цены на топливо. Расходную стоимость перевозки нельзя предугадать.
Непрогнозируемые расходы препятствуют процветанию речного дела. Однако в период навигации при любых обстоятельствах водный вид транспорта без сомнения конкурентоспособен с грузоперевозчиками наземного вида.
Водный вид транспорта создаёт условия для железнодорожных путей, чтобы в напряжённый период уменьшить перегруженность трафика пассажирских маршрутов на железных дорогах. В сезон водной навигации есть возможность в порядок путевое хозяйство, отремонтировать дороги.
Состояние речного флота на сегодняшний день
Юрий Гильц отметил, что теплоходы в основном построены в советский период: в 60-70 годы XX века. Идёт выработка всех ресурсов. Ещё 3-4 года навигационного периода можно выдержать, в дальнейшем целый речной флот выйдет из строя. Суда придётся списать по истечении срока эксплуатации. Судовладельцы задумываются об обновлении речного флота. Нужны крупные инвестиции со стороны государства в судопроизводство. Окупаемость инвестирования в водный транспорт длительная по срокам, поэтому нужна господдержка.
На сроки окупаемости влияют:
- кредиты с высокими процентными ставками;
- сезонность работы речного флота;
- проблемы на речной магистрали.
При расчёте всех нюансов окажется, что самоокупаемость судна равна сроку эксплуатации.
На правительственном уровне принято решение о поддержке государства судостроению. На новые речные суда для компаний распространяется лизинговая политика. За счёт принятых мер в последние годы возобновился процесс судостроительства.
Компании Волжского пароходства имеет свою базу по ремонту судов, ежегодно вкладывает значительную сумму денег для поддержания технического состояния теплоходов в надлежащем состоянии. Водный транспорт компании годен к эксплуатации.
В феврале 2016 года утверждена Стратегия до 2030 года по развитию ВВТ РФ, где отмечается, речные перевозки на 60% от общего объёма перевозят низкорентабельные грузы. Юрий Гильц пояснил, что на водном транспорте внутри страны перевозится недорогой груз в большом объёме. Транспортные расходы должны быть минимальными.