Для чего создали систему с автоматическим весогабаритным контролем, нужен ли переход на автомобили с меньшей грузоподъемностью?
19.08.2019
В Минтрансе РФ разработали порядок по автоматическому весовому контролю грузовых транспортных средств. Фискальная система предназначена для защиты дорог от сверхнормативных нагрузок. С таким фактором не согласны перевозчики, которые считают, что они не должны нести ответственность за некачественное дорожное покрытие. Эта категория общества пыталась выражать свое несогласие протестами, разрабатывали способы, чтобы обмануть систему. Началось состязание между законодательным нормативом и грузоперевозчиками, экспедиторами в разных формах. Некоторые предприниматели пытаются сменить большегруз на автомобиль меньшей тоннажности. Только неясно будет ли такой метод рациональным и полезным.
Министерские расходы для создания ограничений
В планах контролирующих органов скорректировать транспортную инфраструктуру увеличением пунктов по пути передвижения машин, на точках которых будет проводится весогабаритный контроль грузовиков. Такие мероприятия довольно затратные, пункты нужно построить и обслуживать. На что уйдет по предварительным расчетам не меньше 180 миллиардов рублей. Подобные инициативы подхвачены даже в некоторых странах постсоветского пространства.
Чиновники стараются убедить, что весовой контроль и строительство:
- сберегут от разрушений дороги;
- обеспечат безопасное передвижение.
Пока поступление многомиллионных разорительных штрафных санкций на имя перевозчиков доказывает, как пополняется государственная казна за их счет. Хотя причина тому отказ от формальных правил, по ним следовать они еще не привыкли.
В настоящее время такие действующие комплексы не везде равномерно установлены. На территориях, которые относятся к Центральному или Северо-Западному федеральным округам построили большое количество контролирующих пунктов, а Северный Кавказ проигнорировал это положение.
Но разработка нормативов с безопасными и качественными дорогами, относится к национальному проекту, который находится под четким наблюдением у Правительства. В планах исполнителей построить и привести в действие около 750 пунктов, а сейчас в рабочем состоянии нет даже сотни. До конца 2021 г. должны увеличить такую сеть в 7 раз, откроют 400 новых точек с «умными» весами. В ходе создания будут усовершенствовать, ремонтировать уже действующие рамки по взиманию оплаты с грузового транспорта по системе «Платон».
Проблемы перевозчиков с АСВГК
Грузовые машины не только бывают перегружены, но еще и ездят на скорости по 100 км/час. А система еще несовершенна:
- случаются сбои при скоростных режимах;
- на новых установках выдаются разные значения веса;
- машина пустая, а показания указывают на перегруз.
Результат от таких несоответствий не утешительный для перевозчиков, выраженный в огромных штрафах. На основании их жалоб можно сделать вывод, что от каждого проезда через контролирующие весы можно ждать незаслуженного наказания в денежном эквиваленте. Такой фактор зафиксирован в новостной ленте Telecom Daily, где свыше 50% штрафы назначены по ошибке. Часть из них была оспорена в суде, на остальные руководство не стало тратить время и нервы в судебных разбирательствах, проще было заплатить.
Руководители автопредприятий и водители озабочены тем, что за лишний вес нарушителя, благодаря новой инициативе со стороны Минтранса РФ после одобрения норматива Госсоветом, ждут не только штрафные санкции, а конфискация грузовика вместе с водительским удостоверением. Система «Платон» совместно с новым весовым контролем ухудшит положение предприятий, занятых логистикой, экспедированием.
Нет секрета в том, что с реальным инспектором можно все сверить и даже сократить финансовый риск устной договоренностью. Автоматическая система не пойдет на подлог, но и не исправит сразу свою ошибку, за что придется платить. Это и стало причиной для принятия кардинального решения по замещению больших машин на среднетоннажные.
Что даст практика в стремлении к уменьшению тоннажа
С нового года сразу уменьшилась продажа грузовиков, у которых грузоподъемность была выше 12 т. Сделки со странами из G7 сокращены в порядке 14 %. Выросли объемы для КАМАЗов и МАЗов, но даже в этой категории заметно снижение продаж на 8%.
Покупать стали КАМАЗы 65115 и грузовые Газели Next. По статистическим опросам видно, что транспортные компании решили перевести автопарк на грузовики меньше 12 т. Эксперты автомобильных грузоперевозок сделали вывод, что владельцы будут менять машины, но после того, как окончится их срок службы. Срочно избавиться от тяжелых грузовиков не получится, хотя стремление к такому подходу замечено. Это возможно при создании новых предприятий, которые откажутся в перевозках от автомобилей с большой грузоподъемностью.
Руководство в российском объединении перевозчиков в лице Владимирова С. солидарно с таким мнением. Они видят тенденцию к переходу на машины со средним тоннажем. Объясняют такое положение тем, что многих пугает и кажется разорительной система весового контроля с «Платоном». Люди ищут выход для выживания в пятитонных грузовиках. Поэтому предприниматели открыли фирмы, закупив легкие машины. Но руководитель понимает, что на этом законодатель не остановится. После успешной операции с контролем над тяжелыми грузовиками наступит очередность и для малого транспорта с «Платоном» и весовым надзором.
Ведущие специалисты логистики подтверждают свои опасения в неизбежности проверок среднетоннажных автомобилей. Как только будет продан тяжелый автопарк и закуплен средний, владелец снова попадет под «Платона». Предпринимателю предстоит задуматься о рентабельности машин и системном тарифе, который обязательно будет введен. Вне зависимости как будет формироваться транспортная компания:
- кредитом;
- лизингом;
- наличными деньгами.
Для мелкого бизнеса это пока не существенно, они не будут заниматься заменой из-за отсутствия средств. Средний и крупный перевозчик постоянно расширяет автопарк и сейчас рассматривает возможные риски. Юристы считают, что для среднетоннажного транспорта АСВГК несет больше угроз чем для фур. Там есть свои правила и пределы, для осевых нагрузок, которыми нельзя пренебрегать. По этой причине перевозчик просто уйдет с рынка вместо транспортных перестановок.
На крупнотоннажные перемещения товаров никогда не уменьшится спрос, они будут всегда несмотря на ограничения. Усовершенствуется технология по проведению контроля, а для предприятий, занятых в области перевозок, наступит время и возможности для дальнейшего развития. Произойдет естественный отбор - с рынка уйдут нарушители, останутся только ответственные перевозчики.