Российские порты имеют недостаточные мощности для грузооборота удобрений
01.10.2019
Отгрузка удобрений всех видов по железнодорожным путям уменьшилась на 2% и составила 18,2 млн т. Такая информация была предоставлена Главным вычислительным центром РЖД. Был перераспределен и спрос на хопперы за это же временя.
Загрузка минераловозов составила 11,22 млн т., что меньше на 8,6%. Загрузка зерновозов при этом, наоборот, выросла на 41% и составила 2,76 млн т. Таким образом, доля хопперов в разрезе экспорта не изменилась, а нагрузка на минераловозы уменьшилась.
Из сообщений ТАСС стало известно, что компаниями-производителями удобрений была поднята проблема завышенных цен на железнодорожные цельнокатаные колеса. В обращении, которое было адресовано Федеральной антимонопольной службе РФ, производители говорят, что рост цен на эти комплектующие негативно влияют на цены на удобрения и являются причиной убытков.
Не учитывая рост цен на ЦКК, другие составляющие железнодорожной логистики, напротив, стали дешевле. Как изменились грузоперевозки в первом полугодии. За первое полугодие 2019 года объем перевозок по некоторым направлении снизился. Уменьшение затронуло следующие направления:
- регион Балтии;
- Украина;
- Финляндия.
От общего объема грузоперевозок снижение составило 5,43%. В это же время было зафиксировано увеличение объема грузоперевозок удобрений. Эта доля составила 35,57%. Доля минеральных удобрений и различных видов руд от российских производителей в приграничных странах остается на стабильно высоком уровне и составляет 35,54% и 52,47%.
Вопреки поставленным руководством страны целям, наблюдается обратный процесс. Государство желает видеть отгрузку минеральных удобрений от отечественных производителей через собственные российские порты, но сами производители удобрений не в состоянии это выполнить, так-как наблюдается существенный дефицит мощностей по обработке грузов.
Планы и перспективы развития морских портов
Для полного перевода грузооборота минеральных удобрений и другой продукции химической промышленности в отечественные порты нужно иметь мощность не менее 8 млн. т., а также предусмотреть рост грузопотока в будущем на 2-3 млн т. В идеале требуется создать профицитные мощности.
Это нужно для демонополизации расценок на перегрузку. Так в ряде стран Балтики, созданы мощности в два и более раза выше, чем весь российский экспорт минеральных и других видов удобрений. Те проекты развития портов, которые были объявлены – или оформлены не до конца или имеют очень высокие риски.
Так, например, проект порта «Янтарь», расположенный в Калининградской области, является на данный момент исключительно намерением. Таманский порт планируется построить чрезмерно большим.
Начальные государственные вложения в инфраструктуру требуют определенные гарантии возвратности инвестированных финансовых средств. Соответственно должны быть гарантии по объемам загрузки. Без учета перевалки каменного угля, загрузить данный порт не имеет возможности, но угольные компании на данный момент не приняли никаких на себя решений.
Администрации ряда регионов имеют разработали свои локальные планы. Как привлечь на свои местные рынки грузооборот компаний-производителей удобрений. Это актуально для:
- Амурской области;
- Забайкальского края;
- Еврейского автономного округа.
Данные грузопотоки будут ориентированы на отечественный рынок и Китай.
Проекты, находящиеся на стадии разработки
На этой стадии находится порт в Вистино, который будет располагаться севернее порта в Усть-Луге. Здесь запланировано построить терминал общего использования всеми производителями удобрений одновременно. Мощность обработки грузов должна составить 12,5 млн т. и иметь потенциал для увеличения этого оборота, максимальная загрузка порта составляет 20 млн т.
На начальном этапе строительства грузооборот должен составить 5 млн т. Согласно плану строительных работ, здесь возведут территорию намывным способом. Это может говорить о переносе начала строительных работ не менее чем на два года, так как территория должна отстояться.
Непосредственно сам перегрузочный терминал будет возведен близко к жилым, социальным и общественным объектам посёлка Вистино. Складские сооружения и другие технологические объекты проектируются специалистами не учитывая гидротехнические особенности всего проекта.
По словам ряда экспертов, это сделано чтобы избежать многочисленных экологических экспертиз. Их будет сложно пройти согласно действующему законодательству. Проект, который планируют возвести в Приморске, также активно обсуждается общественностью и местными жителями. Также, как и в Тамани, здесь должен быть построен мегапорт, который будет обрабатывать все типы грузов – начиная от зерна и заканчивая контейнерами.